Элементы архитектуры, выполненные методом художественной ковки VI - XIX века |
Археологические исследования показывают, что кузнечное дело было известно мастерам Киевской Руси с VI века. Уже в это время чисто утилитарное применение кузнечной обработки металлов дополнялось элементами декоративного оформления изделий. Со временем, декоративные функции кованых изделий усложнялись, возникали новые приемы и технологии, направленные на совершенствование эстетических качеств изделий кузнецов, рождалась художественная ковка.
Технологии художественной ковки из драгоценных металлов со временем переносили на изделия из железа. К XVII веку украшение кованых архитектурных элементов строений, таких как ограды, навесы, решетки и т.п. различными узорами и завитками, стало обязательным. Для кованых заборов и ограждений вместо круглых металлических стрежней кузнецы стали использовать железные полосы. Края полос надрубались и закручивались в тонкие валюты, создавая неповторимые архитектурные композиции.
В XVII веке декоративное оформление кованных ограждений, решеток из заграждений в русском зодчестве было довольно простым. Вначале разрабатывался и изготавливался образцовый модуль одного пролета кованого забора или ограждения. Затем этот модуль многократно повторялся без каких-либо изменений на всем протяжении кованого ограждения. Однообразие повторяющихся деталей существенно снижало эстетическое качество кованных элементов архитектуры.
Расцвет художественной ковки в России связан с XVIII веком, когда в моду вошли кованные изделия, выполненные в стиле русского барокко. Оконные проемы в этот период закрывают ажурными коваными решетками, а вокруг садов и парков ставят кованые ограды с крупным декором. На общий повторяющийся узор кованых ограждений дополнительно накладываются крупные гирлянды или ветви. Интересно, что в это время кованые заборы и ограждения редко имели привычный сегодня черный цвет. До середины XVIII века кованные ограждения и решетки было принято красить яркими цветами, красными синими золотыми, зелеными — под цвет стен особняков.
Во второй половине XVIII века с художественной ковкой заборов и ограждений начинает соперничать техника более дешевого чугунного литья. Однако своеобразие декоративных решений, связанных с возможностями художественной ковки для создания изящных ажурных конструкций, сохраняет ее востребованость до конца XIX века. В этот период в качестве декоративных элементов кованых заборов и ограждений используются элементы, выполненные технологией литья.
|